3) Интеллектуально трудовой персонал;
4) Служащие (руководство, менеджеры, бухгалтера и т.д.);
5) Младший обслуживающий персонал.
III Отчисления на социальные мероприятия.
IV Амортизация.
Управление себестоимостью продукции предприятия, по мнению И.М. Карасевой, включает [25]:
прогнозировать и планирование затрат на производство и реализацию продукции;
выявление резервов снижения затрат на производство продукции;
нормирование затрат;
учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции;
стимулирование участников производства;
анализ и контроль за себестоимостью.
Таким образом, управление затратами - это динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.
Одной из предпосылок создания эффективной системы планирования и контроль затрат на предприятии является чёткое понимание классификации затрат и процесса формирования себестоимости продукции [30].
Классификация затрат помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках.
В зависимости от уровня деловой активности предприятия (или объёма производства) затраты делят на постоянные и переменные. Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства или уровню деятельности, т.е. активизация деятельности в два раза, в целом, приведет к удвоению переменных затрат. Для удобства анализа общие переменные затраты считают линейной функцией, а переменные затраты на единицу продукции величиной постоянной. Однако переменные затраты на единицу продукции не всегда являются постоянной величиной для всех уровней деловой активности.
Рассмотрим примеры переменных затрат, предложенные Р.Г. Поповой [28]:
затраты сырья и основных материалов (прямые материальные затраты);
сдельная заработная плата основных производственных рабочих (прямые трудовые затраты);
электроэнергия, топливо, вспомогательные материалы (общепроизводственные расходы);
затраты на упаковку продукции (коммерческие расходы).
Существуют ресурсы, для наращивания объемов которых необходимо больше времени, чем для изменения переменных затрат. Их называют постоянными затратами. К постоянным затратам относят некоторые общепроизводственные расходы, например, расходы на аренду, сумму начисленного износа, расходы по налогу на имущество. Эти затраты предприятие несет даже при полной остановке производства. В коммерческих расходах тоже есть постоянные расходы, такие как, например, расходы на рекламу. Управленческие (общехозяйственные) расходы в основном представлены постоянными расходами, но и в их составе могут быть переменные затраты. В этом случае для принятия управленческих решений и планирования в таких полупеременных расходов выделяют постоянную и переменную части.
В течение длинного периода несколько лет практически все затраты являются переменными; с течением времени количество постоянных затрат возрастает, они также становятся переменными. Тем не менее в деятельности предприятия можно выделить период, в течение которого изменения объема производства обеспечивают за счет варьирования объемов лишь некоторых используемых ресурсов (сырья, материалов, численности персонала и т.д.), а остальные оставляют фиксированными (оборудование, здания, сооружения). Такой период называют релевантным. Именно для него делят затраты на постоянные и переменные [10].