Любая графическая модель, как и оперограмма и функциограмма подчиняются требованиям, направленным, прежде всего, для актуальности в применении данных моделей, для упрощения формы донесения информации до ее потребителя. Поэтому необходимо выделить важные моменты в формулировке и построении данных моделей. Особое место занимает выделение конкретных этапов в построении модели объекта, что позволяет изучить технологию и структуру процесса его построения.
Этапы построения модели процесса:
1.Постановка задачи – степень детализации моделируемого процесса
2.Выбор критериев формализации – выделение существенных элементов, составляющих данный процесс
3.Создание модели
4.Проверка правильности модели
Графический метод моделирования – совокупность способов условного изображения какого-либо организационного или технологического явления.
Процесс составления любого графика, будь то оперограмма или функциограмма или иной другой, включает 3 этапа:
· Определение композиции графика, то есть той графической формы, которая будет в наибольшей степени отвечать содержанию моделируемого объекта;
· Составление графика – заполнение намеченной формы конкретными данными;
· Вычерчивание графика;
Требования к графическим моделям:
- график должен нести большую информационную нагрузку;
- сведения, представленные на графике, должны быть точными;
- форма графика должна соответствовать его назначению;
- график должен быть прост, ясен и понятен;
- количество линий и фигур на графике должно быть минимально;
- исполнение графика должно благоприятствовать его восприятию.
Построение графиков осуществляется по следующим принципам:
1.Принцип лаконичности. Графическое изображение должно содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации, точного понимания и значения или принятия не ниже некоторой допустимой величины оптимального решения.
2.Принцип обобщения и унификации. Не следует дробить информацию. Графическое изображение должно быть рационально обобщенным. В пределах всего комплекса графических средств представления информации символы, обозначающие одни и те же объекты или явления, должны быть обязательно унифицированы, то есть иметь единое графическое решение.
3.Принцип акцента на основных смысловых элементах. Наиболее существенные с точки зрения восприятия наблюдателем информации элементы следует выделять размерами, формой, цветом.
4.Принцип автономности. Части графического изображения, передающие относительно автономные сообщения, необходимо обособлять и четко отграничивать от других частей. Разбиение сложной графической информации на отдельные простые изображения значительно облегчает ее восприятие и понимание.
5.Принцип структурности. Каждая автономная часть графического изображения, занимающая в общем изложении центральное, узловое положение, должна иметь четкую, легко запоминающуюся и отличающуюся от других форму.
6.Принцип стадийности. В зависимости от стадий – последовательных разделов изложения информации – должен выбираться состав сообщений в целях освобождения от лишней в данном случае информации путем пространственного разделения всей информации и ее последовательного восприятия.
7.Принцип использования привычных ассоциаций и стереотипов, который требует учитывать устойчивые, привычные ассоциации между символами и обозначенными или объектами и явлениями, а так же стереотипные реакции на определенные символы и сигналы.