Производство ювелирных изделий в России с 1999 г. растет на 20–30% в год (в 2004 г. – 42,6 т, 2005 г. – 55 т, 2006 г. – 68 т, 2007 г.– 82,5 т, по данным Пробирной палаты). Главной задачей современного российского ювелирпрома является интеграция в международные рынки, поскольку темпы роста отрасли превышают рост покупательной способности населения. Пока основным зарубежным рынком сбыта для российских ювелирных изделий является Восточная Европа, однако, в перспективе возможен выход в Западную Европу, Японию и Китай.
И все же большая часть добываемого золота в последние годы закупается российскими банками и вывозится на экспорт (2003 г. – 154,3 т, 2004 г. – 191 т, 2005 г. – 150 т, 2006 г. – 173 т, 2007 г. – 120 т, по оценке Союза золотопромышленников).
Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке золота, а золотодобывающая отрасль – одним из крупных источников поступлений иностранной валюты в российскую экономику.
По данным Гохрана, внутренний рынок России способен ежегодно поглощать 100 т золота в монетах, 50 т золота в «золотых сертификатах» и складских расписках (для рынка ценных бумаг) и 10 т золота в мерных слитках (а при отмене НДС значительно больше). Таким образом, при нормализации рынка внутреннее потребление золота может составить не менее 200 т, что в ближайшее десятилетие обеспечит реализацию всего добываемого золота. В связи с насыщением экономики валютой и ослаблением мировых позиций доллара усиливается интерес финансовых структур к золоту как форме накопления активов и их реализации. Значительно улучшила положение отрасли начавшаяся либерализация законодательства, в частности, отмена таможенных пошлин на экспорт драгоценных металлов, благодаря чему производители получили возможность самостоятельно выходить на мировой рынок.