Следует отличать судебно-бухгалтерскую экспертизу от аудита и ревизии. Судебно-бухгалтерская экспертиза не является формой финансового контроля, преследует цели, отличные от целей аудита и ревизии и является формой использования специальных знаний в судопроизводстве, регламентируемых процессуальным законодательством. Основанием для назначения судебно-бухгалтерской экспертизы являются такие обстоятельства дела, для правильной оценки которых следователю или суду необходимо заключение эксперта-бухгалтера. Также следует учитывать различия в объектах исследования и в применяемых методах.
На предприятиях гостиничного хозяйства достаточно распространенной формой контроля является ревизия. Ревизия — способ контроля, предусматривающий полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведение бухгалтерского учета во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности. Проверки (ревизии) могут быть плановые и внеплановые.
Плановые проверки (ревизии) организаций проводятся один раз в год, а организаций, финансируемых из бюджета, - не реже одного раза в два года.
В отличие от плановых проверок внеплановые проверки (ревизии) одной и той же организации проводятся только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов, за исключением встречных проверок.
Основными задачами, решаемыми в ходе проведения проверок (ревизий), являются:
- проверка соблюдения законодательства в сфере экономических отношений;
- проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
- своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению [10, с.18].
Современной системой ориентированной на выявление вех шансов и рисков организации, как внешнего, так и внутреннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели является контроллинг.
Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.
Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых (финансовых) индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.
Главными функциями контроллинга являются:
- создание и использование соответствующей системы учета и отчетности;
- выявление и анализ отклонений фактических затрат и общих результатов от плановых;
- налаживание системы обратной связи и оперативное информирование руководства о возникших проблемах;
- выявление недостатков и «узких мест» в деятельности предприятия и их устранение [4, с.50].