В условиях современного рынка достаточно трудно бороться за право быть востребованным покупателем, поэтому РУПП «Витязь»стратегическим направлением своей деятельности выбрал диверсификацию производства. Требуется постоянное движение вперед: внедрение новейших технологий, непрерывная модернизация производственных мощностей, обновление моделей телевизоров, расширение их функций, разработка и изготовление высокотехнологичного медицинского оборудования.
Также одним из новых направлений является выпуск строительных материалов, приобретена линия по производству тротуарной плитки, где освоен выпуск фактурного камня, применяемого при облицовке зданий. Около 60% такой продукции намечается продавать на экспорт.
За счет новых технологий и внедрения ноу-хау в производство предприятие намерено значительно продвинуться на внешних рынках.
В настоящее время телевизионное направление остается главным для предприятия, около 90% продукции завода составляет телевизионная техника. Это значит, что успех предприятия напрямую зависит от того, как будут продаваться телевизоры. Поэтому для повышения рентабельности, увеличения экспортной составляющей и внедрению новейших технологий, предприятие планирует в 2006 году увеличить долю остальной продукции с 10% до 30%. Особая роль возлагается на перспективное направление медицинской техники.
В настоящее время, работая в условиях продолжающегося роста цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергоносители, недостатка оборотных средств, все усилия коллектива направлены на изыскание внутренних резервов путем жесткого режима экономии материальных ресурсов, на выбор оптимальных поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий. В результате работы за 2004-2005 году по поиску альтернативных поставщиков снижены цены на закупаемые ПКИ и материалы от 16% до 61%.
Снижение материалоемкости в 2004 году составило 20,6%, в 2005 году 5,2%. Показатель энергосбережения снижен в 2004 году на 13,8%, в 2005 году на 10%.
Наряду с мероприятиями по экономии материальных ресурсов, совершенствованию учета затрат на производство, предприятием осуществляются работы по освоению выпуска новых изделий, удешевлению конструкции выпускаемых изделий.
В результате чего, объем производства в сопоставимых ценах увеличился в 2004 году на 7%, объем по товарам народного потребления в 2004 году на 8,8%, рентабельность реализованной продукции составила в 2004 году 23,5%, в 2005 году – 13,1%, а в 2006году ожидаемая рентабельность – 20%.
В связи с тем, что в 2005 году предприятию пришлось работать в очень жестких условиях конкуренции, а зачастую и откровенного демпинга со стороны не только зарубежных фирм, но и возродившейся телевизионной отрасли России, а также в условиях отсутствия субсидий в 1 полугодии 2005 года темп роста объема производства составил 100%, по товарам народного потребления 93,7%.
В области внешнеторговой деятельности предприятие добилось значительных успехов в 2005 году. Впервые в истории удалось выйти на западно-европейский рынок. Объем экспорта в 2005 году увеличился на 27,2%.
Основные показатели социально-экономического развития предприятия на 2006 год и целевые параметры развития предприятия на 2006 год представлены в таблицах 1.8 и 1.9.
Таблица 1.8. Основные показатели социально-экономического развития на 2006 год.
Показатели |
Един. измерения |
2004 отчет |
2005 |
2006 прогноз |
Темп роста 2004 к 2003 |
Темп роста 2005 к 2004 |
Темп роста 2006 к 2005 | |
задание |
оценка | |||||||
1. Объем производства продукции |
млн. руб. |
75962 80458 |
85687 |
80458 |
96500 109000 |
107,0 |
100,0 |
120,0 |
2. Производство потребительских товаров |
млн. руб. |
64797 64000 |
69242 |
60000 |
69000 87800 |
108,8 |
93,7 |
140,0 |
3. Объем внешней торговли, в том числе: - экспорт - импорт |
тыс. долл. тыс. долл. |
19282,5 25427,7 |
21211 27970 |
24526 20606 |
30400 26000 |
72,7 88,8 |
127,2 81,0 |
124,0 126,0 |
4. Рост валютных поступлений |
% |
76,8 |
107,0 |
125,3 |
124,0 |
- |
- |
- |
5. Рост производительнос-ти труда |
тыс. долл. |
120,9 |
115 |
110 |
120,0 |
- |
- |
- |
6. Рост (+), снижение (-) уровня материальноемко-сти продукции |
% |
-17,8 |
-3,1 |
-5,2 |
-3,0 |
- |
- |
- |
7. Уровень рентабельности продукции |
% |
23,5 |
13,0 |
13,1 |
20,0 | |||
8. Рост (+), снижение (-) уровня энергосбережения |
% |
-13,8 |
-10,0 |
-10,0 |
-12,0 | |||
9. Инвестиции в основной капитал |
тыс. долл. |
5567 |
3667 |
3700 |
5000 |
113,7 |
65,9 |
135,1 |