3) Жесткость цен и неценовая конкуренция. Те компании, которые не являются лидерами на рынке, избегают ценовой конкуренции. Взамен этого они пытаются увеличить долю рынка.
4) Слияния и поглощения. При помощи таких методов можно увеличить долю рынка.
5) Стремление к сговору. Сговор возникает между олигополиями относительно уровня цен и производства. Благодаря такому сговору компании увеличивают контроль над рынком. Эта стратегия выгодна для всех участников. Однако не всегда удается достичь такого. Прямой сговор становиться возможен в случае, когда новые компании не могут проникнуть на рынок ввиду высоких входных барьеров; действует небольшое количество компаний; однородность продукции очень высока; спрос на продукцию постоянно растет; входу на рынок препятствуют особенности законодательства.
Существует и неявный сговор. Одним из таких сговоров является ценовое лидерство, когда крупная компания меняет цену, а остальные следуют ее примеру.
6) Барьеры для проникновения предприятий на рынок. В следствие высоких входных барьеров поддерживается уровень рыночной концентрации и сохранение олигополий.
Третий вид несовершенной конкуренции - рынок монополистической конкуренции.
Концепцию монополистической конкуренции разработал Э. Чемберлин. Он первым заметил, что дифференциация товара способствует появлению нескольких обособленных рынков взамен одного. На этих рынках существует широкое многообразие цен, издержек, объема выпуска продуктов различных групп [16, с. 116].
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, при котором имеется множество производителей, которые выпускают дифференцированный товар. Продукция таких компаний схожа между собой, но не является полностью взаимозаменяемой, т.е. мелкая компания производит некий продукт, который немного отличается от продукта конкурента.
Основными чертами монополистической конкуренции можно считать следующие:
- монополистически конкурирующая компания сама устанавливает цену на товар;
- доступ компаний на рынок свободен и привлекателен для фирм с конкурирующими марками товаров;
- отсутствует зависимость фирм друг от друга, сговор в такой ситуации невозможен;
- соперничество может иметь как ценовой характер, так и неценовой;
Этот тип рынка дает возможность производителям самореализоваться. В результате потребители приобретают большую свободу при выборе товаров. Однако монополистическая конкуренция может привести к появлению новых монополий или олигополий, которые будут развиваться до тех пор, пока не произойдет вмешательство государства или мелкие компании добьются успеха, что в принципе бывает редко.
На современном рынке большую роль играют монополистические объединения, которые, имея преимущества в производстве товаров, стараются установить на них более высокую цену и таким образом помешать установлению равновесной цены. Однако, как бы они не хотели осуществить свои планы, силой обстоятельств они вынуждены считаться со средней ценой, как утверждал А.Смитт (1723-1790) естественной ценой. Именно по- этому он активно выступал против вмешательства государства в рыночную экономику. А.Смитт был сторонником ввоза импортных товаров, когда они оказывались более дешевыми, нежели отечественные [9, с. 62].
Лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек (1899-!988) писал о том, что когда спрос на продукцию превышает предложение, то образуется дефицит и цена непременно возрастает. И наоборот, когда образуется излишек товара, а спрос снижается - цена падает. Следовательно, рынок – это самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система.
Однако, не стоит считать рынок абсолютно самоорганизующейся системой. После Великой депрессии (1929-1933) экономисты признали необходимость вмешательства государства в функционирование рынка в период спадов и кризисов. Сама природа социально-экономических систем порождает такую необходимость, потому что люди могут корректировать недостатки самоорганизации внешней организацией, т.е. сознательно управлять и регулировать систему. Однако эти факторы не должны быть противопоставлены друг другу, а, наоборот должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации системы.
Рассматривая достоинства рыночной конкуренции, нужно упомянуть и о недостатках. Конкуренция может приводить к диспропорциям между спросом и предложением, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие компании тщательно охраняют свои разработки в области технологий, так как это помогает выиграть в конкурентной борьбе, однако это может привести к замедлению технического прогресса. Конкурентный рынок не в состоянии решить проблему социального неравенства и равного распределения дохода, он создан для рационального управления экономикой путем использования ресурсов.
Рыночными отношения можно считать лишь тогда, когда цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, потому что именно цены есть основной регулятор рынка, так они отражают соотношение между спросом и предложением [21, с. 104]. Учитывая спрос, рынок может увеличить выпуск необходимых потребителям товаров. Для этого производители начинают разрабатывать новые технологии производства, осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество производимого продукта. В конкурентной борьбе за рынок побеждает тот, кто сможет добиться высокого качества товара при наименьших издержках. Именно конкуренция делает производителей более предприимчивыми и изобретательными, они должны вовремя ликвидировать возникший дефицит и организовать либо расширить выпуск необходимых товаров.