Начало XXI века ознаменовалось приходом новой - "интеллектуальной экономики", где главным источником роста благосостояния становятся не природные ресурсы, а результаты созидания человеческого ума - идеи и основанные на них нововведения. На первых ролях сегодня страны и сообщества, экономики которых основаны на знаниях.
Новая эпоха предъявляет и новые требования к руководству предпринимательством, главной чертой которого является гибкость и быстрота реакции на внешние условия. Однако при резком росте объемов циркулирующей в мире информации ни один руководитель не в состоянии охватить её без предварительного анализа и оценки профессионалами.
И, как следствие, ключевая роль теперь отводится функции обеспечения руководителей актуальными, специально ориентированными на принятие стратегических решений сведениями (разведывательными сведениями) о деловом окружении и конкурентной среде вокруг своей организации (фирмы, компании).
По мере утверждения и в России рыночных отношений, становится все более очевидной ориентация информационной потребности нового поколения руководителей компаний на конечный результат - производство и прибыльный сбыт конкурентоспособной продукции, основанный на последних научно-технических достижениях. Изменение характера инновационных процессов, более тесная увязка создания новых технологий с их правовой охраной, необходимость обеспечения конкурентных позиций самой России на мировом рынке - требуют радикальной перестройки обеспечения принятия стратегических решений и в российской предпринимательской среде.
Для обеспечения конкурентных преимуществ и как следствие - успешного развития бизнеса, - в компаниях промышленно развитых стран на исходе ХХ века стали создавать специальные службы "конкурентной разведки". Основными функциями данных служб являются сбор разведывательных сведений о намерениях конкурентов, основных тенденциях развития бизнеса, возможных рисках для бизнеса, новых возможностях бизнеса и т.д., их анализ, подготовка выводов и прогнозов, и, как следствие, их учет при принятии стратегических управленческих решений. Конкурентная разведка - это не просто информация, а, прежде всего, постоянный анализ и прогноз изменений на рынке.[1]
Конкурентная разведка - это проводимые на постоянной основе сбор информации и исследования, как рынка, так и всей деловой среды, с целью выявления реальных и потенциальных факторов, которые влияют или могут повлиять на способность фирмы успешно конкурировать на данном рынке.
Результаты исследований конкурентной разведки обрабатываются таким образом, что они непосредственно служат основой для принимаемых стратегических решений или являются вводными для процесса стратегического планирования. Конкурентная разведка основана на факторе времени и привязана к нему.
Указанные обстоятельства, а также все возрастающая потребность бизнеса России в практическом использовании конкурентной разведки, подвигли группу российских специалистов в области конкурентной разведки на создание и регистрацию в г. Москве 29 августа 2002 года юридического лица в виде некоммерческой организации в организационно-правовой форме.
Конкурентная разведка – урезанная в своих возможностях версия государственной разведки. Почему приходится урезать функционал при переносе методов работы государственных спецслужб в бизнес? Потому что государственная разведка создана для прямого нарушения законов иностранных государств, в том числе уголовного законодательства.
Конкурентная разведка – это разновидность бизнеса, а не военной или политической машины государства. Кроме того, как правило, она имеет менее масштабные задачи, менее сильный качественно и количественно кадровый состав и меньший бюджет, чем государственная разведка. Поэтому конкурентная разведка вынуждена, в отличие от государственной разведки работать в рамках закона. Более того, она вынуждена придерживаться определенных правил, даже если нарушение таких правил не является противозаконным.
Эти неписаные правила, нарушение которых де-факто не приветствуется, называются этикой конкурентной разведки. Важно понимать, что работа в рамках закона и этики – не признак особого душевного благородства специалистов конкурентной разведки, а единственная возможность работать много лет и оставаться на свободе и при деньгах.
Конкурентная разведка возникла несколько столетий назад, но в ее современном виде появилась в середине 1980-х в США. Появление конкурентной разведки тогда было инициировано компанией Motorola, которая решила перенести, насколько возможно, опыт государственных разведок в бизнес.
Создали конкурентную разведку в ее современной версии выходцы из американских государственных спецслужб. Они, как справедливо заметил известный специалист конкурентной разведки профессор Джонатан Кэйлофф (Jonathan Calof), изменили обывательское представление о разведке. В результате сплава подходов государственных разведок к работе с информацией и опыта представителей бизнеса коммерческая разновидность разведки превратилась эффективный инструмент достижения конкурентного превосходства. Выходцы из спецслужб принесли в бизнес главное: понимание, что разведка – это не сбор информации, а цикл работы с информацией, в котором процесс сбора находится в середине и не является самой сложной задачей. Инструменты работы выходцы из спецслужб тоже, конечно, привнесли в конкурентную разведку, но основным их вкладом являются не инструменты, а именно профессиональное мышление и алгоритмы работы с информацией.