Координация осуществляется сверху вниз.В бюрократической системе работники не приучаются к координированию работ на своем уровне. Руководитель делит весь объем работы между определенными исполнителями таким образом, чтобы в результате получить выход продукции, за которую он отвечает. Затем руководитель более высокого ранга осуществляет координацию работ между подразделениями, которым нет необходимости контактировать друг с другом в оперативном порядке. Связь осуществляется только с вышестоящим руководителем. Работники должны оставаться в рамках, определенных их должностной инструкцией и стандартными методами. Каждый сотрудник должен подчиняться только одному руководителю. Если это правило нарушается, руководитель теряет авторитет. Координирование работы сверху успешно работало в ранний период промышленной революции, когда возникла необходимость включить в производство огромное количество работников, не имеющих технической квалификации. В настоящее время строго бюрократические системы оказались малоэффективными или вовсе недееспособными.
В табл. 1 в систематизированном виде показаны коренные изменения в организационных системах, характеризующие как причины неэффективности бюрократических организаций в современных условиях, так и основные черты организаций, приходящих им на смену[8, с. 171-187].
Современное производство и его инфраструктура не нуждаются в бюрократических организациях. Нарастает потребность в мобильных и интеллектуальных организациях, деятельность которых соответствует революционным изменениям в самом характере работ, происшедшим за последние десятилетия (рис. 1). Рассмотрим более детально каждое из указанных направлений.
Таблица 1 Коренные изменения в организационных система
Сущность бюрократической организации |
Причины эффективности бюрократии в прошлом |
Почему бюрократия оказалась несостоятельной |
Что приходит на смену бюрократии |
Иерархическая цепочка команд |
Бюрократия привнесла порядок в организацию Руководители ввели порядок своего доминирования над подчиненными |
Бюрократия не может управлять в сложных ситуациях Доминирование одной формы — не лучший способ совершенствования организации |
Мировоззрения и ценности Рабочие группы (самоуправляющиеся) Горизонтальная координация Неформальные системы Наличие выбора Независимый внутренний потребитель |
Специализация Организация на основе должностных обязанностей |
Бюрократия добилась эффективности, введя систему разделения труда Сосредоточение Интеллектуального потенциала в центре организации |
Бюрократия не поддерживает интенсивных междолжностных связей и постоянной координации на одном уровне |
Многопрофильность специалистов и интрапредприни- мательство Организация в рыночно-посреднической системе |
Единые правила для всех |
Бюрократия создала ощущение справедливости Установила четкую власть руководите- лей |
Сохраняется необходимость в правилах, ноони должны быть другими |
Гарантированные права Институты свободы и коллективности |
Стандартные процедуры |
Бюрократия обеспечила жесткую организационную память Проявила способность использовать неквалифицирован- ный труд Преодолела устаревшие методы работы |
Бюрократия медленно реагирует на перемены Не согласуется с возникающими сложностями Не поощряет взаимосвязи |
Самоуправление Давление рынка и морали общества |
Карьера работников, их продвижение по служебной лестнице |
Бюрократия культивировала лояльность организации Создала преемственность управленцев и профессионалов |
Уменьшение числа руководящих должностей и повышение спроса на них в среде образованных рабочих Ограниченные возможности повышения в должности |
Карьера на основе Профессионального роста Расширение условий большей результативности Повышение оплаты труда с ростом квалификации |
Межличностные взаимоотношения |
Бюрократия уменьшила преобладание семейственности Помогла лидерам ввести жесткую дисциплину и принятие жестких решений |
Информационноемкая работа требует расширения взаимоотношений работников |
Широкие взаимоотношения работников Наличие выбора. Большая ориен-тированность на результаты |
Координаций сверху |
Бюрократия ввела регулирование не- квалифицирован- ной рабочей силы Организовала жесткое управление в отраслях с однообразной работой и текучестью кадров |
Образованные работники готовы к самоуправлению |
Самоуправляемые команды Горизонтальные связи и сотрудничество |