2.
Оценка и отбор.
Предполагается проведение экспресс-анализа всех сценариев с целью отбора наиболее вероятных (перспективных, желательных). По окончании этапа должно быть оставлено не менее двух, но не более трех-четырех рациональных сценариев. Исключение или перевод их в промежуточную память осуществляется на основе оценки рисков их отбрасывания. Критерий риска варьируется в зависимости от ситуации, поскольку его общее свойство — наиболее высокая значимость для анализирующего лица или членов команды.
3.
План действий.
На этом этапе предпринимаются следующие действия:
· сопоставление отобранных рациональных сценариев по ключевым параметрам их динамического развития;
· поиск дополнительной информации по второстепенным факторам, если есть вероятность, что они могут стать ключевыми;
· оценка возможных последствий по каждому варианту в перспективе развития;
· выбор и обоснование окончательного сценария действий по критериям:
· уровень надежности;
· реалистичность;
· наименьший риск негативных последствий.
· перманентный контроль остальных сценариев с целью оперативного обращения к ним в случае неблагоприятного развития событий;
· составление согласованного плана действий, направленного на реализацию наиболее рационального сценария.
Все этапы ситуационного анализа необходимо протоколировать с целью формирования навыка "дисциплины" мышления и последующего анализа ошибок и открытий.
Ситуационный анализ дополняет процесс планирования. Реальная ситуация вносит коррективы в любой план.
Задача ситуационного анализа
— оценить текущую ситуацию и, если необходимо, внести в план коррективы.
Ситуационный анализ осуществляет каждый член команды на своем "участке работ".
Ситуационный анализ осуществляется каждым членом команды или командой в целом в следующих случаях:
· возникновение помех;
· изменение условий работы;
· выбывание отдельного члена команды;
· преждевременное исчерпание какого-либо ресурса (материалов, оборудования, финансов, учебных часов и т.п.);
· возникновение ранее непредвиденных проблем и т. д.
Осуществляя ситуационный анализ, лидер команды и каждый ее член совершают пять основных процедур:
1. Выявляют возникшие или намечающиеся отклонения от запланированного хода событий;
2. Анализируют сложившиеся обстоятельства, прогнозируют и аргументируют наиболее реалистичный вариант развития ситуации;
3. Определяют рациональные варианты противодействия (или использования) возникшей (прогнозируемой) ситуации;
4. Оценивают риски по каждому из рациональных вариантов (оценивают возможные потери и затраты);
5. Аргументируют и выбирают наиболее предпочтительный для команды вариант решения проблемы (причем необязательно, что он будет наименее затратным).
Результаты ситуационного анализа
служат основанием для:
· корректировки оперативного, годового или стратегического плана;
· перегруппировки сил и изменения взаимодействия между членами команды;
· внесения изменений в структуру деятельности команды, если это необходимо;
· уточнения мотивации деятельности членов команды.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ