Цель
— есть форма представления результата. Формулировка цели должна раскрыть этот ожидаемый результат. Чем конкретнее цель, тем реальнее результат и перспектива его достижения.
Для того чтобы сформулировать цель, необходимо записать первую подходящую формулировку цели и оценить, какие явления (показатели, параметры, эффекты) явились бы доказательством того, что цель достигнута. Это и будет ожидаемый результат. Найдя наиболее удобное (убедительное) явление, подтверждающее выполнение цели, необходимо скорректировать ее формулировку.
Формулировка цели-результата
— это самый важный этап планирования, так как в процессе формулирования цели-результата члены команды прорабатывают схему его достижения, т. е. содержательную часть самого плана.
Главное, не ставить слишком абстрактных или далеких целей. Чем дальше во времени цель, тем меньше в данный момент точной информации о возможностях ее достижения. Кроме того, нельзя забывать и о вероятностной природе сопутствующих условий и обстоятельств.
Определение направлений достижения намеченной цели (разработка стратегии и тактики)
В зависимости от того, какие результаты должны быть достигнуты, конечная цель может быть разбита на несколько задач. Назначение этой процедуры планирования — составление набора различных вариантов
выполнения поставленных задач. Для того чтобы составить набор вариантов, необходимо проанализировать:
1. Фактические и ожидаемые ресурсы команды;
2. Реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;
3. Поведение внешних партнеров и руководящих органов;
4. Уровень подготовки членов команды.
Затем из всех существующих вариантов выбирается один-два рациональных варианта, удовлетворяющие следующим требованиям:
1. Достаточные собственные ресурсы команды;
2. Достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне прогнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);
3. Допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действии (оценка рисков).
Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения поставленной цели. Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотношения "важность (срочность) решения задач — допустимый уровень затрат и рисков".
Составление долгосрочного плана
Стратегический план составляется на обозримый период времени, от трех до пяти лет.
В современных условиях целесообразно опираться на трехлетние планы и набор жизненно важных стратегических целей на пятилетку. Составление 5-летних планов развития целесообразно в установившихся рыночных условиях после того, как экономика страны вышла на стабильный уровень развития.
Стратегический план должен содержать следующие сведения:
1. Набор стратегических жизненно важных целей по различным направлениям деятельности команды с указанием ожидаемых результатов;
2. Основные пути достижения стратегических целей с указанием основных этапов промежуточных годовых результатов;
3. Список членов команды, ответственных за различные этапы подготовки и реализации долгосрочного плана;