Схема ключевых элементов организации включает в себя:
- цели (задачи),
- структура организации,
- финансовые ресурсы,
- трудовые ресурсы,
- производственная деятельность,
- сбыт,
- исследования и разработки,
- системы и процедуры.
Рассмотрим содержание этих ключевых элементов детальнее.
Цели (задачи) часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Их характеристики: измеримость, достижимость, уместность и коммуникативность. Они должны сделать возможным измерение корпоративных показателей. Часто проводят разграничение между широкими и узкими, заявленными и реально существующими целями. В литературе по стратегическому менеджменту обычно под целями понимают жестко определенную последовательность действий для достижения узко конкретных, локальных целей. Однако есть и другое представление, трактующее цели широко, причисляя к ним, например, формулировку глобальных целей, которые могут быть более полезны для фокусировки стратегии, чем для использования в качестве средства измерения достижения целей. Нередко сделанные организацией заявления оцениваются по их внешней форме, эффектности. Поэтому важно проводить различие между поставленными и осуществимыми целями. Это положение подчеркивает тот факт, что заявленное - не эквивалент сделанному.
Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии целей. Она состоит из цепочки «конечная цель - средства ее достижения», в которую входит ряд конкретных и прагматически сформулированных целей. Цели более низкого порядка, таким образом, служат средством достижения желаемых целей более высокого порядка. Таблица 1 служит иллюстрацией, показывающей связь иерархии целей с областью применимости каждого типа целей и предназначением для решения конкретных организационных проблем.
Иерархия целей показывает, что они трансформируются в задачи более низкого порядка для функциональных служб или подразделений внутри организации. Между корпоративными и оперативными целями должна существовать внутренняя взаимосвязь.
Таблица 1. Иерархия целей
Тип цели |
Приоритетные задачи |
Примеры целей |
Смысл существования организации |
Первоочередное удовлетворение держателей акций первой очереди |
Повышать благосостояние держателей акций с темпом, превышающим инфляцию |
Декларация намерений для держателей акций |
Удовлетворение держателей акций второй очереди |
Выплачивать зарплату выше отраслевой нормы. Обеспечить хорошие условия работы |
Решение проблемы сбыта |
Создание собственного лица или психологии организации |
Концентрироваться на качестве. Ориентироваться на покупателя |
Корпоративные |
Общая прибыльность и повышение стоимости компании |
Конкретный уровень прибыли после налогообложения на собственный капитал, равный 10% |
Стратегические |
Долгосрочное финансовое и промышленное развитие продукции или рынка |
Завоевать 3% рынка в последующие два года. Сформировать коллектив работников в течение 3 лет |
Тактические |
Целевые показатели подразделений |
Уменьшить прогулы на 7%. Уменьшить процент брака на 15% |