Таким образом, предпосылкой появления ССП было стремление руководства компаний к усилению управленческой функции за счет органического согласования интересов разных групп - акционеров, потребителей, партнеров, кредиторов. Для того чтобы реализовать подобную многовекторную политику управления большим бизнесом, нужно было иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, а также хорошо организованную и сбалансированную систему стратегического измерения.
Система ССП предназначена дать ответы на четыре важнейших вопроса.
Как фирму оценивают клиенты?
Какие процессы могут обеспечить фирме исключительные конкурентные преимущества?
Каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы за счет инноваций в области персонала?
Как оценивают финансовое состояние предприятия заинтересованные лица?
Концепция ССП выгодно отличается от других тем, что финансовые и нефинансовые индикаторы интегрируются с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под влиянием которых они формируются. Наличие таких связей в модели ССП подчеркивали сами авторы, указывая, что ССП фактически превращает систему измерения эффективности в систему управления с прямой связью.
В сбалансированной системе следует различать показатели, измеряющие достигаемые результаты, и показатели, отображающие процессы, которые обеспечивают достижение этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны между собой, так как для получения первых (например, некоторого уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, достигнуть необходимой загрузки производственных мощностей). На практике внимание менеджеров, как правило, сосредотачивается на показателях первой категории, а это приводит к тому, что бизнес-процессы остаются неконтролируемыми или слабоконтролируемыми (как по количественным, так и по качественным параметрам) [3, с. 20].
Практическое задание
У владельца таксомоторного предприятия имеются машины А и Д. Выручка от каждой машины серии А и Д за один км пробега составляет 6 руб. Учитывая, что годовой пробег одной машины серии А составляет 39000 км, машины серии Д - 44000 км, определить:
а) какую годовую прибыль от машины серии А и от машины серии Д получит владелец таксомоторного предприятия;
б) величину пробега (критического пробега), при которой затраты на эксплуатацию машины серии А и машины серии Д будут равны, используя исходные данные в таблице 1.
Таблица 1
Виды затрат |
Машина серии А |
Машина серии Д |
1. Переменные затраты | ||
Бензин, масло, смазочные материалы, текущий ремонт, техосмотр, резина, руб. /км |
2,8 |
2,1 |
Сумма переменных затрат |
109200 |
92400 |
2. Постоянные затраты | ||
Гарантийное страхование |
2800 |
3000 |
Амортизация |
6500 |
6400 |
Оклад водителя |
40000 |
42000 |
Прочие постоянные затраты |
9100 |
9700 |
Сумма постоянных затрат |
58400 |
6100 |
Совокупные затраты |
167600 |
135500 |