Проанализировав 10 типологий программ и проектов, взятых из неспециализированной литературы, можно выделить пять наиболее часто упоминаемых видов программ:
модификация / совершенствование существующих систем или процессов: 11 упоминаний;
введение в действие новых систем или процессов: 11 упоминаний;
программы, обладающие высоким потенциалом, например научные исследования и разработки: 3 упоминания;
внешние по отношению к организации программы: 4 упоминания;
программы оказания профессиональных услуг: 2 упоминания.
Первичный заказчик, т.е. организация-клиент, для первых трех пунктов в списке — это либо организация сама по себе, либо ее подразделение.
Для последних двух пунктов организация-клиент будет внешней для организации-исполнителя.
Обобщенная классификация организаций-клиентов приводится ниже.
1. Организация-заказчик — подразделение в рамках организации-исполнителя. Многие программы / проекты модификации и усовершенствования инициируются в компаниях не на высшем уровне и имеют отношение лишь к части организации.
«Как вариант организация-заказчик может быть отдельным подразделением или филиалом в рамках проектной организации. Например, если отдел кадров просят внедрить в оперативном отделе новую схему оплаты по результатам работы, то оперативный отдел является заказчиком» [5, c. 220]. Этот пример, приведенный в работе Обенга, четко показывает, что поставщик услуг в данном случае находится в самой организации.
2. Организация-заказчик сама является и организацией-исполнителем проекта. Оказалось, что большая часть программ, обсуждаемых в западной неспециализированной литературе, касается изменений и улучшений на организационном уровне. Например, в The Standard for Program Mana gement дается определение понятия «выгода (прибыль)» в контексте программы: «Улучшения в работе организации, такие как увеличение продаж, сокращение производственных затрат или снижение убытков» [8, с. 105]. Как мы видим, снова делается акцент на том, что организация заказчик — это организация-исполнитель.
3. Организация-заказчик является внешней по отношению к организации-исполнителю. Как мы убедились, в западной неспециализированной литературе существует не так уж много материалов по программам, которые бы непосредственно обращались к предоставлению услуг управления проектом / программой внешним организациям-заказчикам.
В отличие от западной литературы в японском стандарте Р2М [7] программы рассматриваются несколько иначе: акцент делается на крупных внешних программах, часто социальных / общественных (некоторые из них осуществляются в рамках партнерских договоренностей). Они служат интересам обширного круга заказчиков, причем отдельных заказчиков сложно выявить, особенно если дело касается политических вопросов.
Из вышесказанного вытекает следующая подклассификация:
единичная однозначно идентифицируемая внешняя организация-заказчик;
несколько организаций-заказчиков, часть из которых сложно идентифицировать.
Единичная однозначно идентифицируемая внешняя организация заказчик
Профессиональные программные / проектные услуги, предоставляемые внешним организациям заказчикам в вышеприведенном списке частоты повторяемости встречаются лишь дважды, что удивительно, т.к. количество программных / проектных организаций, задействованных в оказании консалтинговых услуг и/или услуг фактических поставок внешним организациям-заказчикам велико.