Больше всего стоит опасаться в Китае и в общении с китайцами «неосторожного обращения с людьми». Чрезмерное доверие, чрезмерная фамильярность, чрезмерная наглость или чрезмерная грубость могут послужить причиной очень и очень печальных последствий.[8]
Основное правило ведения бизнеса с китайцами – не наживайте себе врагов! Китайцы злопамятны и мстительны. При этом они к тому же еще и настолько импульсивны в своих поступках, что стать жертвой китайской несдержанности в Китае – проще простого.[9]
Основное правило для избегания «крайних мер» по отношению к себе со стороны китайцев – не делать так, чтобы китаец чувствовал себя «потерявшим лицо». Понятие «потерять лицо» многогранно, и о нем очень много любят говорить иностранцы – почти как о японском «харакири». Но на практике надо помнить только об одном: унижая, оскорбляя, обманывая китайца (вольно или невольно, с последующим чувством раскаяния или без него), старайтесь сделать так, чтобы об этом знало как можно меньше китайцев, кроме него самого. «Потеря лица» – явление социальное! И обман (хитрость) или оскорбление для китайца сами по себе не являются чем-то страшным. Даже наоборот: обман – это показатель ума, а оскорбление, – показатель внутренней силы! Но если об этом знает или, не дай бог, это видело еще несколько китайцев, а тем более близких и уважаемых этим китайцем, это уже «потеря лица», утрата авторитета в глазах окружающих.
Тут уж недалеко и до публичного или кулуарного объявления вам вендетты. А уж за техникой исполнения такой вендетты у китайцев дело не станет! Это может быть и вытащенная на божий свет забытая вами долговая расписка пятилетней давности, и сделанные во времена «дружбы» фотографии или видеозаписи бурных веселий, и даже нанятый за пару десятков тысяч юаней «палач» из далекого города – как последний аргумент. Китайцы крайне неразборчивы в средствах и методах решения коммерческих споров. Особенно когда речь идет о крупных суммах.[10]
Заключение
Подведем выводы о проделанной работе. При общении с китайцами, самое важное – избегать ситуаций, при которых вы можете поставить в неловкое положение китайца в присутствии его соотечественников. Критические замечания высказываются только с глазу на глаз. Допускается также воспользоваться услугами третьего лица, особенно если замечания адресованы человеку с высоким социальным статусом. При этом посредника нужно выбирать очень тщательно. Он должен быть лицом, во-первых, незаинтересованным и, во-вторых, уважаемым китайской стороной. Если вы хотите высказать критические замечания в письменном виде, лучше сделать на своем послании пометку «конфиденциально», чтобы письмо не попало в руки секретаря. Ни в коем случае не подрывайте авторитет китайского руководителя в глазах его подчиненных!
Как можно быстрее реагируйте на деловые письма, запросы, предложения и приглашения. Между прочим, одна из основных претензий китайских бизнесменов к европейским и американским партнерам – медленное рассмотрение вопросов. Даже если вы не готовы сразу же дать ответ на запрос, немедленно сообщите, что вы приняли его к рассмотрению. Известный американский бизнесмен Артур Ридли, специализировавшийся на крупных международных контрактах, признавался, что, работая с китайцами, он дополнительно нанимал по крайней мере двух менеджеров: специалиста по китайскому деловому этикету и «ускорителя» деловой переписки.