Одним из интересных превращений последнего времени является переход в практике и теории управления от управления поставками (supply management), к управлению цепочками поставок(supply chain management)- управление логистическими цепочками.
Сущностью понятия «логистическая цепочка» является рассмотрение при анализе хозяйственной деятельности, всей цепочке(точнее сети) ,проходя по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и, затем, через систему продаж, попадает к конечному потребителю. купить тур
Понятие «управление продажами» включает в себя одностороннее рассмотрение происходящего только на последнем этапе логистической цепочки, а главное на очень коротком - самое большее: продавец – потребитель. Естественно, в качестве начала и конца «звена» могут выступать самые различные объекты - оптовые и розничные фирмы, реселлеры, производители и конечные потребители. Причем рассмотрение ведется, как правило с точки зрения «выталкивания товара» на рынок. Но даже здесь есть место для применения расширенной концепции логистических цепочек. Анализ «функционирования» системы продаж во всей её сложности, включая предыдущую и последующую стадии продажи, позволяет поднять анализ происходящего на новый уровень./5/
Сущность анализа логистических цепочек очень проста и сводится к ряду очевидны, но не тривиальных факторов:
- стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки, а самым критическим образом только на последней стадии-при продаже конечному потребителю;
- на стоимости товара критическим образом сказывается «общая эффективность операций», в том числе транспортных и маркетинговых, по всей логистической цепочке, а не только на пути конкретной продажи;
- наиболее управляемыми, с точки зрения стоимости, являются как раз начальные стадии- стадии производства товара, а наиболее чувствительными - последние, то есть продажные./8/
Система управления логистическими цепочками позволяет решать следующие типичные проблемы:
1. Какова должна быть структура складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек
2. Каким образом оптимизировать схему транспортных операций
3. Где производить товар для поставки на конкретный региональный рынок.
Следует отличать управление логистическими цепочками от управления дистрибуцией. Последнее, хотя имело дело с «сетью», более сфокусировано на вопросах наличия товара на складах, нежели проблемах общей стоимости операций./4/
Однако, вернемся к логистическими цепочкам. Уже сама по себе логистическая цепочка представляет собой весьма интересный инструмент управления бизнесом. Но, кроме того, с использованием соответствующих финансовых инструментов возможно создание «виртуального бизнеса» из распределенной системы нескольких компаний, охватывающего полный «жизненный цикл» товара, или, наоборот, распределение одной компании на несколько «виртуальных бизнесов».