4. Маскулинизм-феминизм (masculinity-femininity, MF). Характеристика определяет степень доминирования мужской культуры (с ориентацией на достижение материального успеха) или женской культуры, которая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлительного.
В типично мужских культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в женских культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружающей среде, качеству жизни и т. д. Существует большая гибкость половых ролей и равенство полов.
Теория категоризации культуры Г. Хофштеде является одним из видов ментальных программ. Под ментальной программой понимаются механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения в культурной антропологии.
Г. Хофштеде выделяет измерения культуры, опираясь на условия, в которых происходит социализация и инкультурация человека.
Результаты исследований можно свести в таблицу (Таблица 1).
Г. Хофштеде выделял шесть кластеров (культурных регионов).
Россия никак не была связана с корпорацией IBM. Поэтому она в число обследованных стран не попала. По мнению А. Торбина, ее можно отнести к пятому кластеру или «замкнутому кругу». Особую значимость здесь имеет четвертая шкала-мужественность. Большой уровень этого показателя характерен для развитых стран (и, прежде всего Японии и США). Речь идет о доминировании мужчин, разном разграничении социальной роли мужчин и женщин. В противовес этому женственность означает смешение социальных ролей (в большей или меньшей степени).
Некоторые авторы выделяют восемь культурных регионов: северный, англоязычный, германоязычный, более развитый романоязычный, менее развитый романоязычный, более развитый азиатский, менее развитый азиатский, ближневосточный.
Например, северный регион характеризуется короткой иерархической лестницей, высоким маскулинизмом, высокой степенью индивидуализма и средней степенью неопределенности. Для германоязычной группы характерна большая длина иерархической лестницы, высокая степень маскулинизма и неопределенности и несколько меньшая степень индивидуализма.
Таблица 1 - Классификация бизнес-культур различных стран по четырем шкалам
Шкала (показатель) |
Уровень показателя | ||
Большой |
Средний |
Малый | |
1. Япония | |||
PD UA IC MF |
+ + + |
+ | |
2. США | |||
PD UA IC MF |
+ + + + |
+ + | |
3. Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция | |||
PD UA IC MF |
+ |
+ |
+ + + |
4. Индия, Пакистан, Сингапур, Гонконг и другие страны юго-восточной Азии | |||
PD UA IC MF |
+ |
+ + |
+ + |
5. Германия, Австрия, Швейцария, Израиль | |||
PD UA IC MF |
+ + |
+ + + |
+ |
6. Колумбия, Мексика, Венесуэла, Чили | |||
PD UA IC MF |
+ + + + |
+ |
+ + |