Бизнес-тренеры, работающие в сфере менеджмента, любят анализировать сказку "Золотой ключик" с позиций бизнеса и предпринимательства.
Разные герои представляют разные модели бизнеса. Например, Дуремар в этой схеме - типичный частный предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), конкурентное преимущество которого заключается в локальной монополии на пруд. Карабас-Барабас - авторитарный руководитель, эксплуатирующий административный ресурс (дружбу с сеньором градоначальником и господином полицмейстером), и т.д.
Любопытен здесь образ главного героя, самого Буратино, который в итоге добился успеха - получил золотой ключик, своего рода венчурные инвестиции черепахи Тортиллы.
Чем так примечателен Буратино, этот инновационный менеджер нового поколения?
У него не было серьезного начального капитала - ведь тех пяти золотых, которые он получил в самом начале, он быстро лишился в погоне за сверхприбылью и не без помощи лисы Алисы и кота Базилио (тоже, кстати, примечательный для российской действительности тип бизнеса, основанный на мошенничестве).
У Буратино не было степени MBA Гарвардского университета или хотя бы диплома какого-нибудь свежеиспеченного экономического колледжа. Он также не был послушным и дисциплинированным мальчиком, а уж говорить о его "удачливости с рождения" и вовсе как-то неловко, если вспомнить историю его появления на свет.
Может, дело в личных качествах этого деревянного менеджера? Какой он, Буратино? Может, он добр или невероятно честен и порядочен? Или, может, он интеллигентный и начитанный мальчик?
Тоже в общем-то нет, хотя многие захотят поспорить с нами, пытаясь отстоять репутацию героя.
К великому сожалению, ни доброта, ни интеллигентность, ни кристальная честность, как бы нам этого ни хотелось, никак не попадают в перечень критических факторов успеха (КФУ) руководителя.
Итак, вернемся к разговору о факторах успеха в деле управления людьми. По нашему мнению, Буратино обладал шестью качествами, которые и сделали его успешным:
1) пассионарность, страсть;
2) проектное мышление;
3) коммуникативные навыки;
4) высокий коэффициент эмоциональности (Emotionality Quotient, ЕQ);
5) способность к рефлексии;
6) ориентация на партнерство.
Давайте рассмотрим эти характеристики, или критические факторы успеха, подробнее.