Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно так выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия — факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится таковым по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
· кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
· кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
· к кризисам можно и необходимо готовиться;
· кризисы можно смягчать;
· управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
· кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
· управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
· гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
· склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
· диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
· снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
· усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Антикризисное управление имеет особенности и в плане его технологий:
· мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
· осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
· повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
· усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;
· использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации. [21]