Предлагается следующая классификация кризисов на предприятии или в организации с учетом многообразия форм проявления кризисов и их классификаций в источниках по различным критериям:
1.Срокам развития:
•продолжительный кризис, с большим промежутком времени и медленным развитием;
•краткосрочный, быстрый, с минимальным промежутком времени.
2.Направлениям деятельности организации:
•локальный, по одному или нескольким направлениям деятельности, например, кризис управления (менеджмента), то есть отсутствие высокопрофессиональных менеджеров, способных модернизировать управление предприятием;
•системный, по всей системе деятельности предприятия.
3.Стратегии развития предприятия:
•кризис роста, то есть отсутствие нововведений не позволяет увеличивать производительность труда и производства продукции;
•застоя (стагнации), не способность предприятия к модернизации, то есть обновлению;
•упадка, неэффективное использование оборотных средств приводит к снижению показателя ликвидности.
4.Причинам появления и развития кризиса:
•экзогенные, зависящие от внешних процессов, происходящих вне организации, но влияющих на ее деятельность (социальных, экономических, технологических и политических);
•эндогенные, процессы, происходящие внутри организации. Например, когда фирма стремиться к максимальному успеху и не учитывает, что предельные состояния - нежизнеспособны. В реальном мире жизнеспособен только синтез противоположных интересов и тенденций в допустимых пределах. Успехом можно считать соотношение прибылей и убытков приблизительно как 2 : 1.
5.Стадиям жизненного цикла организации или предприятия:
•кризис создания, когда отсутствует удовлетворительное текущее финансовое обеспечение и не планируется бюджет развития;
•кризис роста, возникает при снижении прибыльности;
•сокращение доли рынка приводит к кризису на стадии зрелости, стабильной деятельности предприятия;
•на стадии старения основная причина кризиса - потеря ликвидности.
6.Агрегированному состоянию кризисов:
•потенциальный (возможный), может быть на стадии создания организации;
•латентный (скрытый), такой кризис можно не заметить на стадии роста организации, когда продукция предприятия пользуется спросом, и фирма имеет максимальную прибыль. Но при этом нарастает сопротивление окружающей среды, появляется множество конкурентов;
•острый, преодолимый кризис, характерен для стадии зрелости (стабилизации) в деятельности организации, когда фирма стремиться к инновациям;
•острый, непреодолимый кризис может развиться на стадии старения фирмы, неспособной к модернизации, то есть к радикальным изменениям.
7.Целям предприятия:
•кризис стратегий - угроза потенциала роста и развития предприятия или его потеря;
•достижение результатов - угроза целям, эффективным результатам деятельности или потеря их;
•кризис ликвидности - опасность потери ликвидности, а отсюда возникновение дефицита бюджета;
•банкротство - неликвидность, дефицит бюджета предприятия и невозможность выхода из кризиса.